?

Log in

   Journal    Friends    Archive    Profile    Memories
 

Громыко или За что я не люблю фэнтези -2 - Журнал Геральта

Jul. 27th, 2006 07:40 am Громыко или За что я не люблю фэнтези -281 comments - Leave a commentPrevious Entry Share Next Entry

Comments:

From:geralt
Date:August 1st, 2006 08:54 pm (UTC)
(Link)
На самом деле, мода может быть и не основана на каких-то глубинных процессах, она может быть сиюминутной, случайной. Именно об этом я и говорил, когда отмечал, что дело не только в моде. Но это в общем мелкое уточнение.

Что касается сути. Мне, кажется, ты мешаешь в одну кучу разные вещи. "Сластить" читателю, льстить ему и вытаскивать из будничной действительности - это не исключительное дело фэнтези или прочей фантастики. Практически любая массовая литература занимается этим. Разве мальчик, который читает "Три мушкетера" не ощущает того же самого? Может он в классе аутсайдер, может его во дворе бьют. Но, когда он вместе с Д'Артаньяном скачет на коне за подвесками, он - герой. И так почти с любой книгой. Что приключения! Даже читая "Братьев Карамазовых" читатель может превозноситься. Я, мол, не просто чмо и Васисуалий Лоханкин, которому просто лень что-то делать по жизни. Я Алеша! Карамазов! Я о высоком думаю!
Но что с того? Книга и должна человека вырывать из обыденной реальности, в этом и заключается ее задача. Для меня важнее не это, а то КУДА она его вырывает. И в моем понимании вампирская тематика вырывает читателя "не туда" (на мой, конечно, взгляд). А именно в мир, где желание важнее всего остального. Жажда. Жажда оправдывает все. Но ведь жажда бывает разной и мы это знаем. У вампира это жажда крови. У человека же их бывает много.
From:luciferino
Date:August 2nd, 2006 01:45 am (UTC)
(Link)
Э, нет! Совсем другая ситуация. В книге, подобной "Трем мушкетерам", показано, как герой, обладающий выдающимися личными качествами, чего-то добивается в жизни. И если читатель себя отождествляет с ним, то как бы "на перспективу": а вот я тоже могу добиться, я тоже стану сильным, храбрым, находчивым и т.д., я буду тоже стараться, как этот герой, и у меня всё получится! Чем черт не шутит, этот читатель даже начнет реально что-то делать, "думать о высоком" станет или в секцию карате запишется.
А в современных романчиках того свойства, о котором я говорю, герой - обычный серяк, такой же невыдающийся, как средний читатель-обыватель, вдруг, попадая в волшебные обстоятельства, делается и сильным, и умным, и храбрым, и т.п., безо всяких усилий, само собой, его этим одаривают некие встреченные люди/обстоятельства. Или он "вдруг" в себе это открывает: я, мол, не простой какой-нибудь, а ... (см. "Записки сумасшедшего").
И жажда тут уже совершенно неважна: ведь с "том" мире у такого героя сразу же всё есть или он это одним махом может завоевать. Тут ключ - получение бешеных перспектив и возможностей без труда, жертв и заслуг.
Опять же проведу параллель с шоу-бизнесом, где "всплывает на поверхность" много разной серятины. Их секрет - что они точно такие же бездарные, как их зритель, и потому зритель отождествляет себя с ними: раз вот это - звёзды, то я - тем более ого-го! К таким "звездам" не надо тянуться, пытаться приподняться до их уровня, можно сразу уже быть довольным собой.